МБОУ Охтеурская ОСШ
с.Охтеурье
  • Профилактика буллинга в школе для Педагога

    Когда среди детей в школе обнаруживается травля, то диалоги между вовлеченными в проблему взрослыми чаще всего строятся так, как записано в эпиграфе. Первым, на кого обращают все взгляды, становится учитель или классный руководитель. Однако это не значит, что он должен в одиночку бороться с буллингом. Травля – это системная проблема, и учитель может и ДОЛЖЕН привлекать к ее решению другие стороны.

    Прежде всего, это родители, другие учителя, администрация школы и внешние официальные органы (опека, полиция и т.д.). Начнем с первых: чаще всего они имеют наибольшее влияние на ребенка, а потому могут как помочь решить проблему, так и усугубить ее. 

    Возможные установки родителей в отношении проблемы травли

    Чего чаще всего боятся родители?  

    Того, что их осудят за плохое воспитание ребенка.

    Того, что всю вину «‎свалят» на них и их ребенка.

    Вмешаться в решение проблемы и сделать еще хуже.

    Того, что ничего не решится, и они не могут ни на что повлиять.

    Того, что их и их проблему не будут воспринимать серьезно.

    Эти страхи могут привести к тому, что родители или не признают свою причастность к проблеме; или лишь требуют найти и наказать виновных; или обвиняют школу, учителей и других родителей. Такое поведение не значит, что они настроены исключительно агрессивно. За агрессией может скрываться и страх, поэтому не стоит воспринимать «‎в штык», если они сразу не идут на сотрудничество. Чтобы упростить процесс взаимодействия с ними, можно предпринять следующие шаги.

    В начале года нужно посвятить знакомству родителей с проблемой травли, а также дать им набор вероятных действий.

    Темы для разговора с родителями

    Какими словами говорить о травле с родителями?

    Подробно о том, чем травля отличается от традиционного конфликта, можно найти информацию в интернете. Прежде всего, на сайте проекта «Травли.Нет». Здесь же мы хотим обратить внимание на то, какие термины стоит использовать в разговоре с родителями, чтобы не навешивать на детей «‎ярлыки» – мы знаем, как быстро даже безобидные прозвища могут стать обзывательствами, неприятными любому из детей. 

    Вместо «жертва»  используйте «ребенок, которого запугивают» или «ребенок, над которым издеваются»

    Вместо «агрессор» или «хулиган»  используйте «ребенок, который запугивает другого» или «ребенок, который издевается над другим»

    Еще один важный момент: предостерегите родителей от личного общения с другой стороной конфликта. Предупредите их: если они обнаружили признаки травли или подозревают их наличие, не стоит решать проблему самостоятельно. Не нужно идти к родителям другого ребенка или группы детей и, тем более, к сами детям, которых они подозревают в травле. Такое взаимодействие только увеличит проблему и спровоцирует ухудшение ситуации.

    Травлю нельзя решить «на раз-два», если не работать сообща. Предупредите родителей о том, что нельзя заставить зачинщика извиниться перед пострадавшей стороной и после этого считать, что конфликт исчерпан. Это всего лишь еще один способ затянуть решение проблемы. 

    А кроме того, конфликт не разрешается, когда родители:

    оскорбляют друг друга при встрече;

    настраивают детей, участников буллинга, друг против друга;

    игнорируют проблему и делают вид, будто бы ничего не происходит;

    перекладывают ответственность за ситуацию на противоположную сторону.

    Если травля началась, проведите встречу с родителями

    Первую встречу с родителями лучше провести с каждой стороной по отдельности. 

    Родителей ребенка, над которым издеваются, нужно еще раз предупредить о том, что самостоятельно связываться с другой стороной конфликта не стоит. Родителей ребенка, который издевается, нужно убедить в том, что задача школы – решить проблему, а не найти «‎козла отпущения», поэтому никто не собирается «‎клеймить» их ребенка и «‎ставить на нем крест». 

    Не пытайтесь контролировать состояние родителей, не злите их бесконечными «Успокойтесь!». Это лишь раздражает их. Ни та, ни другая сторона, если она эмоционально возбуждена, не может «‎просто взять и успокоиться». Ребенок одних страдает от издевательств в школе. Родители другого, возможно, не могут поверить в то, что их сын или дочь на такое способен. Они сопротивляются этой мысли. 

    Применяйте активное слушание. Не переходите на повышенный тон, беседуйте размеренно и сохраняйте спокойствие. 

    Используйте открытые позы. Если есть такая возможность, сократите дистанцию между собой и родителями. Часто учитель остается сидеть за своим столом, сажая собеседников за первую парту. Такое расположение формирует не только «‎горизонтальную» дистанцию (физическое расстояние), но и «‎вертикальную»: родители сидят на месте учеников и их «‎статус» становится ниже статуса учителя. Возможно, это не лучший сценарий, когда все должны быть заинтересованы в решении проблемы и действовать сообща. 

    Как действовать с коллегами в школе?

    Если вы подозреваете, что в школе имеет место травля, попросите коллег и персонал, работающий в школе (или ином образовательном учреждении) понаблюдать за учениками, вовлеченными в проблему. Ученики понимают, что в классе учитель или классный руководитель следит за порядком, поэтому могут вести себя там более сдержанно. Но, выйдя за пределы кабинета, они чувствуют себя «‎свободнее».

    Места, в которых дети ведут себя более расслабленно:

    раздевалки и гардероб

    столовые

    коридоры

    школьные дворы

    уборные

    Попросите коллег обратить внимание на то, кто и кого обзывает, отбирают ли ребята друг у друга вещи. Возможно, видны прямые физические издевательства (особенно часто – группа против одного) или ситуации, когда кого-то из учеников «‎исключают» из коллектива. 

    При этом, некоторые коллеги могут возражать вашим просьбам, мол:

    «‎Хулиган заслуживает наказания!»

    «‎Не стоит вмешиваться, дети сами разберутся...»

    «‎Ребенок, которого запугивают, сам заслужил такое поведение...»

    «‎Дети должны справиться сами! Ээто поможет им “повзрослеть”...»

    Исследования же показывают: если агрессия в коллективе остается без ответа, то она не угасает сама собой, а наоборот, «‎захватывает» все больше и больше участников. Дети, наблюдавшие агрессивное поведение и то, как оно позволяет достигать каких-то целей, начинают воспринимать такое поведение как эффективный способ добиваться своего.

    СТОП АГРЕССИЯ!!!

    СТОП БУЛЛИНГ!!!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie