МБОУ Охтеурская ОСШ
с.Охтеурье
  • Функциональная грамотность

    В рамках реализации национального проекта «Образование» Минпросвещения России осуществляет мероприятия, направленные на повышение качества общего образования посредством формирования функциональной грамотности обучающихся.

    Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения

    Особенности мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности

    Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

    Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов способствует обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

    Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

    Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

    Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн. Ответы учащихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.

    Банк заданий

    Для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

    Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

    Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

    Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

    Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

    Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

    Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

    Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

    Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.

    Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

    1. Читательская грамотность.                                        2. Математическая грамотность.

    3. Естественно-научная грамотность                            4. Финансовая грамотность

    5. Креативное мышление                                               6. Глобальные компетенции

    Институт стратегии развития образования

     http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

     https://fg.resh.edu.ru/

    ФИПИ 

    https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

    Тренировочное тестирование

    Московский центр качества образования

     https://demo.mcko.ru/test/ 

    Памятки и пособия для учащихся и родителей

    Нормативные документы по формированию функциональной грамотности обучающихся

    Федеральный уровень

    Типовой комплект методических документов

    Письмо Министерства Просвещения РФ от 12.09.2019 ТС-2176_04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

    Письмо Министерства Просвещения РФ от 26 января 2021 г. ТВ-94.04 «Об электронном банке тренировочных заданий»

    Письмо Министерства Просвещения РФ от17.09.2021 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

    Письмо ФГАУ ФИЦТО 03-677-2021

    Приказ Рособрнадзора 590, Минпросвещения России 219 от 6 мая 2019 года «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

    Электронный банк заданий. Руководство пользователя. Российская электронная школа

    Электронный банк учебных заданий. Руководство пользователя. Просвещение

    Письмо ФГАУ "ФИЦТО" от 26.11.2021 3227 "О направлении информации"

    Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"

    Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021 А3-581/03 "Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации"

    Региональный уровень

    Приказ Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа Югры 10-П-1857 от 06.09.2022 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2022-2023 учебный год»

    Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры 10-П-583 от 11.04.2022 «Об организации стажировочных площадок на базе образовательных организаций ХМАО-Югры, имеющих положительный опыт по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся, в 2021-2022 учебном году»

    Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры 10-П-1188 от 16.06.2022 «О признании образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа Югры стажировочными площадками по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся»

    Отчет по организационно-методическому сопровождению деятельности по формированию функциональной грамотности обучающихся за 1 квартал 2022 г.

    Информационно-аналитический отчет о реализации регионального плана мероприятий («дорожной карты»), направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2021-2022 учебный год

    Приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 22.04.2022 217-о «Об информационно и организационно-методическом сопровождении деятельности по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа Югры в 2022 году»

    Письмо автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 15.02.2022 413 "О направлении "Руководство пользователя банка учебных заданий по функциональной грамотности"

    Письмо автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 31.01.2022 222 "Об организации внедрения в образовательную деятельность банка заданий для оценки функциональной грамотности"

    Приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Институт развития образования» от 31.01.2022 43-о «Об организационном и информационно-консультационном сопровождении проведения конкурса «Лучшие педагогические практики системы оценки качества образования образовательной организации» в 2022 году»

    Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.12.2-21 10-П-1814 "О внесении изменения в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 20 сентября 2021 года 10-П-1244 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2021-2022 учебный год»

    Письмо автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 11.10.2021 2785 "О заполнении баз данных"

    Письмо автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 11.10.2021 2784 "О заполнении баз данных"

    Письмо автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 11.10.2021 2783 "О заполнении баз данных"

    Письмо автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 30.09.2021 2689 "О заполнении баз данных"

    Письмо автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 21.09.2021 2557 "О заполнении данных"

    Приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 29.09.2021 321-о "О внесении изменений в приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 17.09.2021 288-о "Об обеспечении интеграции в системе повышения квалификации и методической поддержки педагогов методологии и методического инструментария формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"

    Приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 15.11.2021 400-о "О внесении изменений в приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 29.09.2021 321-о "Об обеспечении интеграции в системе повышения квалификации и методической поддержки педагогов методологии и методического инструментария формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"

    Письмо автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 15.11.2021 3095 "Об использовании в учебном процессе банка заданий для оценки ествественнонаучной грамотности"

    Приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 17.09.2021 288-о "Об обеспечении интеграции в системе повышения квалификации и методической поддержки педагогов методологии и методического инструментария формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"   от 17.09.2021 2544

    Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.09.2021 10-П-1233 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа Югры"

    Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.09.2021 10-П-1244 "Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2021-2022 учебный год"

    Программы учебных курсов ( в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по формированию функциональной грамотности обучающихся, реализуемых, в том числе в сетевой формы в ОО

    Мероприятия по организации и проведению совещаний, круглых столов с педагогами по вопросам, формирования и оценки функциональной грамотности

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie